Подробный рассказ о конструкции, материалах и назначении подшипников качения…

Прежде чем беседовать о высоких материях мы остановимся на элементарных вещах.

Как называются детали подшипников качения?

А называются они просто:

  • Наружное кольцо;
  • Внутреннее кольцо;
  • Тела качения;
  • Сепаратор.

Обратите внимание, никаких обойм здесь нет. Очень часто можно слышать от механиков, специалистов, такие выражения, как обоймы наружные, внутренние. Нет обойм, а есть просто кольцо наружное и кольцо внутреннее.

shock absorber support on bearings Что такое подшипник по ГОСТу

Давайте этих терминов придерживаться при вопросе, — что такое подшипник, и если вы услышите просто слово «обойма», то можете этого человека культурно поправить, что не «обойма», а кольцо.

Тела качения подшипников…

Тела качения, которые используются при производстве подшипников:

  • Классический шарик;
  • Цилиндрически ролик;
  • Игольчатый ролик;
  •  Ассиметричный сферический ролик;
  • Симметричный сферический ролик;
  • Конический ролик.

Силы, нагрузки, которые воздействуют на подшипники качения:

  • Классическая радиальная нагрузка — действует перпендикулярно оси вращения;
  • Осевая нагрузка – действует вдоль оси вращения;
  • Комбинированная нагрузка – одна из них осевая, другая радиальная и для расчетов мы используем вектор, составляющий из суммы этих двух нагрузок.

Это является базой для наших дальнейших разговоров.

Условное обозначение…

Подшипники качения классифицируются по следующим признакам:

  • По форме тел качения — шариковые и роликовые;
  • По направлению воспринимаемой нагрузки – радиальные, радиально-упорные, упорные;
  • По числу рядов тел качения – одно, двух и четырехрядные;
  • По чувствительности к перекосам — самоустанавливающиеся (позволяют до 3х перекос) и несамоустанавливающиеся;
  • С цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца;
  • Сдвоенные, строенные и т.д.

Теперь переходим к главной теме, являющейся основой подшипников качения. Это основа основ.

Система обозначения подшипников качения…

Данные обозначения должен знать каждый, чтобы, увидев эти цифры и буквы, вы могли себе представить подшипник качения.

Система состоит из:

  • Основного обозначения, дополнительного (суффикс) и префикс.

Данная система обозначений предоставляет нам полную картинку полной информации о подшипнике качения. При взгляде на нее, вы можете рассказать о подшипнике все. Поэтому давайте разберемся и постараемся запомнить.

Системы обозначения состоят из 7-ми знаков, и может читаться, как слева направо, так и наоборот.

Итак.

Основное обозначение – семь знаков…

Давайте разберем эти семь значений. Сначала пробежимся по ним, а потом уже остановимся более подробно.

  • Первый знак (слева направо) – серия ширин;
  • Два следующих – конструктивная разновидность;
  • Четвертый знак – тип подшипника;
  • Два последних – внутренний диаметр подшипника.

Теперь более подробно:

  • Два крайних знака справа – они показывают внутренний диаметр подшипника.

Обозначение внутреннего диаметра:

* внутренние диаметры от 1 до 9 мм, выраженные целым числом, обозначаются цифрой, равной номинальному диаметру;

* внутренние диаметры 10, 12, 15, 17 мм – цифрами соответственно 00, 01, 02, 03;

* внутренние диаметры от 20 до 495 мм, кратные 5, — двухзначными цифрами, полученными от деления номинального диаметр на 5;

* внутренние диаметры, равные от 500 до 2000 мм, — числом, равным номинальному диаметру, отдельным знаком дроби от остальных знаков основного условного обозначения.

Допустим, подшипник 308. Последние цифры 08 Х 5 = 40 или

3622, цифры 22 Х 5 = 110.

Вот такими простыми действиями, не видя «живой» подшипник, мы уже можем определить его размер, в этом случае, -внутренний диаметр. При этом будем знать, что потребуется для его транспортировки, один можно уместить в кармане, другой в чемодане, а для третьего может потребоваться и машина.

Для подшипников диаметром свыше 500 мм истинное значение диаметра проставляется через дробь.

Например, диаметр 538/1320 – истинное его значение будет 1320 мм или 777/620 – истинное значение 620 мм.

Вот такая простая система условных обозначений позволяем нам определить габариты подшипника.

Часто задают вопрос, — вы объясняете, что присутствует 7-мь знаков, но на примерах 3 или 4 знака, а все семь отсутствуют. Куда делись остальные знаки?

По умолчанию их не пишут. Если правильно, то перед числом должны стоять нули, скажем не 308, а 0000308, или не 3622, а 0003622.

Следующий элемент, это 3 и 7 знак, обозначающие серию диаметра и серию ширины.

Третий знак, обозначающий серию диаметров совместно с седьмым знаком, обозначающим серию ширин (высот), обозначают размерную серию подшипника.

Сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяет габаритные размеры подшипника. Численные значения серий диаметров и ширин (высот) приведены в таблицах справочника по подшипникам качения.

Это чисто размерные серии и показывают, что при одном и том же внутреннем отверстии подшипник меняет свою серию и переходит в более легкую или более тяжелую серию.

Пример:

  • Подшипник 205, размеры 25х52х15 – отверстие 25, диаметр 52 и высота 15.

Если изменилась одна цифра (в данном случае 3-ка), подшипник 305, размеры 25х62х17 – и подшипник уже переходит в более тяжелую серию.

Видим, что при одном и том же отверстии увеличился диаметр и высота подшипника, он стал более мощным.

Для чего это надо. Например, у клиента вышел из строя 205 подшипник и ему можно уже рекомендовать более мощный подшипник 305. Все эти нюансы необходимо знать и в любом справочнике вы определите эти размеры.

Следующий элемент, это цифра 4, которую должен знать каждый. Данный элемент определяет конструктивную разновидность подшипника качения.

Всего существует 10 их разновидностей:

  • Шарикоподшипник с глубокими дорожками качения;
  • Самоустанавливающиеся шарикоподшипники;
  • Радиально упорный подшипник;
  • Цилиндрические роликоподшипники;
  • Сферические роликоподшипники;
  • Конические роликоподшипники;
  • Сферический роликоподшипник;
  • Упорные конические роликоподшипники;
  • Упорные цилиндрические роликоподшипники;
  • Игольчатые шарикоподшипники.

Классифицируются от 0 до 10:

  • Шариковый радиальный, однорядный подшипник 0;
  • Шариковый радиальный сферический, двухрядный 1;
  • Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами 2;
  • Роликовый радиальный со сферическими роликами, двухрядный 3;
  • Роликовый радиальный с длинными цилиндрическими (игольчатыми) роликами 4;
  • Роликовый радиальный с витыми роликами 5;
  • Шариковый радиально-упорный 6;
  • Роликовый радиально–упорный конический 7;
  • Шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный 8;
  • Роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный.

Сейчас эти группы рассмотрим более подробно, по каждой отдельной группе. Это их особенности и условия эксплуатации.

Для начала рассмотрим еще цифры 6 и 5. Они отвечают за конструктивную разновидность подшипника. Не меняется конструкторская группа, а конструктивная разновидность, в пределах одной и той же конструкторской группы.

Пример:

  • Подшипник 308 – обычный шариковый;
  • 50308 – добавляется канавка на наружном кольце;
  • 80308 – защитные металлические шайбы;
  • 180308 – защитные резинометаллические шайбы.

В принципе, это тот же подшипник «308», а это его модификации. Кому-то нужен обычный подшипник, кому-то с защитными шайбами.

Еще пример:

  • 3622 – обычный роликовый двухрядный подшипник
  • 53622 – безбортовый роликовый
  • 113622 – с коническим отверстием

Тот же подшипник, но меняются его конструктивные размеры.

Подшипники шариковые радиальные однорядные

Это тот самый подшипник, который изобрел Леонардо да Винчи, классический, самый любимый всеми простой шариковый подшипник.

Его преимущества:

  • Простота конструкции;
  • Высокие обороты, которые он воспринимает;
  • Выдерживает высокие радиальные нагрузки.

Недостатки:

  • Ограниченное осевое усилие.
Обратите внимание, что работают с подшипником в перчатках…

Это обязательное условие. Дело в том, у каждого человека на пальцах рук находится определенное количество жира (у одних больше, у других меньше), эти жировые пятна способны образовать коррозию. Поэтому для защиты подшипника от коррозии мы обязаны одевать перчатки при работе с ним.

Предназначены для восприятия радиальных нагрузок, а также осевых нагрузок в обоих направлениях при этом осевые нагрузки могут достигать 70% неиспользованной радиальной.

Подшипники обладают значительной быстроходностью при соответствующих конструкциях, материале сепаратора и соответствующем смазывании. Устанавливаются в редукторах, металлорежущих станках, электродвигателях малой и средней мощности транспортерах и многих других машинах.

Подшипники шариковые радиальные сферические двухрядные

Предназначены для восприятия радиальных и незначительных осевых нагрузок.

Не рекомендуется для восприятия значительных осевых нагрузок, так как в этом случае нагружается один ряд шариков и, следовательно, снижается грузоподъемность.

При качательном движении эти подшипники работают лучше, чем радиальные однорядные шарикоподшипники. Применятся при высоких числах оборотов. Они обеспечивают фиксацию осевого положения вала (корпуса) в обоих направлениях и допускают перекосы посадочных мест до 2-3 градусов. Применяются для трансмиссии, вентиляторов, в сельском хозяйстве и др.

Так как данный подшипник имеет два ряда шариков, то и нагрузку он выдерживает более значительную, чем однорядный аналог, но работает при малых числах оборотов.

К его достоинствам также относится его конструктивная особенность, это специальная сфера у наружного кольца. Благодаря ей подшипник легко вращается и это позволяет компенсировать перекос, возникающий в подшипниковом узле в следствии небрежности монтажа или износа подшипникового узла.

Подшипники роликовые цилиндрические

Предназначены для восприятия значительных радиальных нагрузок, и только некоторые из них дополнительно воспринимают кратковременные небольшие осевые нагрузки.

По быстроходности эти подшипники почти не уступают радиальным однорядным шариковым подшипникам. Обычно роликоподшипники с короткими цилиндрическими роликами применяются в электродвигателях. скоростных вентиляторах, редукторах, буксах железнодорожного транспорта.

Подшипник находит широкое применение благодаря большой радиальной грузоподъемности, сохраняя при этом высокую скорость вращения. Например, подшипник для букс на РЖД имеет ресурс 500 000 километров.

Но у этих подшипников есть и недостатки…

Если рассмотреть отдельно один из роликов этого подшипника, то при неправильном монтаже подшипника, например, произошел перекос, то при работе первыми будут изнашиваться краешки роликов, где находится максимальное контактное напряжение. В итоге подшипник, не вырабатывая свой ресурс, выходит из строя.

Поэтому при монтаже таких подшипников очень большое внимание уделяется соосности.

Для того, чтобы сохранить продолжительное время ролики в рабочем состоянии, конструкторы внесли изменение в форму роликов. Это так называемое бомбинирование или снятие кромок роликов на глубину порядка 5 мкм. В этом случае максимальное контактное напряжение находится уже в центре роликов. Бомбинирование роликов, это первый шаг к модифицированному контакту.

Модифицированный контакт:

У модифицированного контакта выполняется радиус у наружного и внутреннего кольца. Если подшипник имеет такой радиус (модифицированный контакт), то в его обозначении (в суффиксе) ставится буква М.

Это более прогрессивный подшипник, более удачной конструкции. То есть делается такое сочетание профилей тела качения и колец, которое позволяет максимально распределить контактное напряжение. При этом подшипник получает повышенную грузоподъемность.

Подшипники роликовые радиальные сферические двухрядные

Сферические подшипники предназначены для восприятия тяжелой радиальной нагрузки. Но могут одновременно воспринимать и осевую нагрузку, действующую в обоих направлениях и не превышающую 25% величины неиспользованной допустимой радиальной нагрузки.

Применяются в опорах узлов и механизмов, где действуют большие радиальные нагрузки и неизбежна несоосность посадочных мест. Это мощные насосы, вентиляторы, редукторы, а также лесопильные рамы, гребные валы, прокатные станы, шагающие экскаваторы, дробилки.

Конструкция очень похожа на шариковый двухрядный подшипник, но здесь применены ролики вместо шариков, позволяющих воспринимать громадные радиальные нагрузки.

Подшипники роликовые радиальные с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами

Обладают максимальной радиальной грузоподъемностью при минимальных габаритах в узлах с ограниченными размерами. Осевые нагрузки игольчатые роликоподшипники воспринимать не могут. В народе их называют игольчатыми подшипниками.

Применение:

Поршневые и шатунные пальцы, буровые станки-качалки, опоры кривошипношатунных и кулисных механизмов, карданы и коробки передач автомобилей, серьги рессор, узлы фрезерных станков.

Преимущества:

  • Воспринимает очень большие радиальные нагрузки;

Недостатки:

  • Небольшое число оборотов.

Исполнительность этих подшипников очень большая.

Например, — с сепаратором без внутреннего кольца типа 254000

— с наружным и внутренним кольцом без сепаратора типа 4074000

— без сепаратора и внутреннего кольца типа 4024000

— без колец типа 464000

Такие подшипники используют там, где нельзя установить обыкновенный подшипник шариковый или роликовый, в связи с недостатком места.

Подшипники комбинированные радиально упорные

Эти подшипники имеют два ряда тела качения и состоят из роликового и игольчатого подшипника для восприятия радиальной и односторонней осевой нагрузки. Изготавливаются с латунным Л, алюминиевым А и полиамидным сепараторами Е.

Может быть по исполнении ролик-ролик или шарик-ролик, в зависимости от потребности.

564000, 594000, 584000, 484000

Есть еще и очень универсальный подшипник трехстороннего действия. Он имеет два ряда роликов для восприятия двухсторонней осевой нагрузки и один ряд игольчатых роликов для восприятия радиальной нагрузки. Подшипник редкий и обычно используется в каких-либо станочных приспособлениях.

Подшипники роликовые с витыми роликами

Подшипники с витыми роликами (в форме пружины) воспринимают только радиальные нагрузки, не фиксируя вал в осевом направлении. Могут воспринимать ударные нагрузки, и малочувствительны к загрязнению.

Подшипники с витыми роликами применяются в тихоходных узлах, не требующих точности вращения:

  • В рольгангах прокатных станов, узлах сельскохозяйственных машин, на транспортерных валах металлургического оборудования.

Преимущества:

  • Воспринимает очень большие ударные нагрузки.

Благодаря пружинной форме роликов, подшипник способен как шнек перепускать через себя все отходы и шлаки при работе в условиях большой загрязненности, постоянно очищая себя от грязи в момент работы.

Недостаток:

  • Небольшие размеры.

Подшипники шариковые радиально-упорные

Подшипники предназначены для восприятия комбинированных нагрузок (радиальных и осевых) при высоких числах оборотов. Могут воспринимать чисто осевую нагрузку. Осевая грузоподъемность их зависит от угла контакта. Преимущественно применяются при средних и высоких числах оборотов. Радиально-упорные шарикоподшипники применяются в узлах, требующих точного центрирования.

К числу узлов, в которых они нашли применение, можно отнести: шпиндели металлорежущих станков (шлифовальные шпиндели) и деревообрабатывающих станков, малые электродвигатели, центрифуги, механизмы приборов, головки прошивных станков.

Особо хочется остановится на дуплексе и триплексе, это сложные комплексные подшипники, состоящие из двух или трех подшипников. Комплектуют их в условиях завода на специальном оборудовании по специальной технологии. Собранный сдвоенный подшипник работает как единое целое.

Ошибка наших клиентов состоит в том, что они сами комплектуют дуплексы и триплексы, которые не работают должным образом.

Подшипники роликовые радиально-упорные с коническими роликами

Данные подшипники воспринимают радиальные и осевые нагрузки. Применяются в ступицах колес самолетов, автомобилей и кранов, в катках гусеничных редукторов средней и большой мощности, а также в червячных редукторах, в коробках передач, шпинделях токарных и других металлорежущих станках. В простонародье называются «коничка».

Преимущества:

  • Работает при больших числах оборотов;
  • Принимает большие радиальные и осевые нагрузки;

Недостатки:

  • Необходимо обслуживание по регулированию радиально осевых зазоров. Если допустить люфт подшипникового узла, то подшипник из-за получивших дополнительных динамичных сил, быстро выйдет из строя. Также при уменьшении зазора, подшипник просто заклинит.

Подшипники шариковые упорные и упорно-радиальные

Эти подшипники допускают значительно меньшую частоту вращения по сравнению с другими типами шариковых подшипников, так как дорожки качения могут воспринимать лишь ограниченные центробежные нагрузки, возникающие при движении шариков.

Выпускаются со штампованными или массивными сепаратором следующих разновидностей:

  • Упорно-радиальные шариковые подшипники для установки в качестве поворотных опор. Они могут воспринимать радиальную, осевую и моментную нагрузку.

Самый простой подшипник, который может работать «вечно», если его не испортили при монтаже.

Подшипники роликовые упорные и упорно-радиальные

Эти подшипники воспринимают большие осевые нагрузки. Подшипники некоторых конструктивных групп могут воспринимать дополнительно незначительную радиальную нагрузку. Допускают значительно меньше скорости вращения по сравнению с подшипниками других марок.

Упорные роликовые подшипники применяются в прокатных станах, глобоидных редукторах, столах металлорежущих станков, вертлюгах нефтедобывающих машин. Очень надежные в работе.

Мы разобрали 10 групп подшипников, которые должен знать каждый. Конструктивные особенности, условия эксплуатации и назначение.

Дополнительная группа подшипников

Двухрядные шарико-роликовые подшипники с двухсторонним валиком вместо внутреннего кольца.

Это группа подшипников для водяных насосов, в народе получили название «эскимо».

  • 1НР – шарико-роликовый с гладким валиком и кольцевой канавкой на длинном конце валика;
  • 3НР — шарико-роликовый со ступенью на длинном конце валика;
  • 4НР – шарико-роликовый со ступенью на коротком конце валика;
  • 5НР — шарико-роликовый со ступенями на обоих выходных концах валика.

Обозначение:

  • 6-3РН25155ЕС30.

Шарнирные подшипники – подшипники скольжения

Этот вид подшипников состоит из двух частей: кольцо наружное и внутреннее кольцо, и не имеют тел качения.

Они работают в условиях качательного движения и являются подшипниками скольжения. Предназначены для передачи радиальных, осевых и комбинированных нагрузок подвижных и малоподвижных соединений машин.

  • Исполнение Ш, ШП, ШЛ – без отверстий и канавок для смазки;
  • Исполнение ШС, ШСП, ШСЛ — с отверстиями и канавками для смазки на внутреннем кольце;
  • Исполнение ШМ, ШМП, ШМЛ – без отверстий и канавок для смазки;
  • Исполнение ШСК, ШСП-К, ШСЛ-К – с отверстиями и канавками для смазки на наружном и внутреннем кольцах;
  • Исполнение одноразломное:ШП, ШСП, ШМЛ;
  • Исполнение двухразломное:ШЛ, ШСЛ. ШМЛ.

Обычно используется в каких-либо рычагах для угловых передвижений.

Дополнительные условные обозначения

Это обозначения, находящиеся слева и справа от основного обозначения подшипника (префикс и суффикс).

Первый знак (справа) стоящий в префексе, это – класс точности.

Обозначение класса точности подшипников…

По ГОСТ 520-2002 установлены следующие классы точности подшипников:

  • 0,6,5,4, Т,2 – для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
  • 0, 6, 5, 4, 2 – для упорных и упорно-радиальных подшипников;
  • 0,6Х,6,5,4, 2 – для роликовых конических подшипников.

В условном обозначении подшипников класса точности 6Х проставляют только знак Х.

Самый высокий класс, это «2», а низкий «0» — это класс подшипников, которые применяются для общих машиностроительных целей.

Помимо этого, есть подшипники по 7 и 8 классу точности ниже класса точности 0, для применения по заказу потребителей в неответственных узлах.

Класс точности характеризуется:

  • Точность исполнения размеров (допусков);
  • Отклонение от формы;
  • Величиной шероховатости.

Зазоры

Зазором называется величина перемещения наружного кольца относительно тела качения при неподвижном внутреннем. Проще, как это проверяется. Берем подшипник в левую руку, зажимаем внутреннее кольцо, а наружное перемещаем. И вот тот люфт, что вы почувствуете, это и будет радиальный зазор.

Радиальный зазор…

Начальный:

  • Измеряемый в подшипнике до установки его на вал или в корпус.

Посадочный:

  • Измеряемый в подшипнике, смонтированном на валу и в корпусе.

Рабочий:

  • В работающем подшипнике при заданной температуре и нагрузке.
Категория качества…

Указывается вторым знаком (справа) в префиксе.

Обозначение категорий качества подшипников:

В зависимости от наличия дополнительных технических требований ГОСТ520-89 установлены три категории подшипников—А, В, С:

— к категории А относятся подшипники класса точности 5.4.2.Т;

— к категории В относятся подшипники классов точности О,6Х,6,5 (с учетом дополнительных требований);

— к категории С относятся классы точности 8.7.О, 6.

Обозначения категорий А и В проставляют:

— перед знаком зазора (третий справа в префиксе), при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора отличной от нормальной, например, А25-204;

— перед классом точности, при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например, А5-205, при этом для подшипников класса точности 0 в обозначении проставляют знак О.

В условном обозначении подшипников категории С категорию не указывают и не маркируют.

Момент трения…

Указывается крайним слева знаком в префиксе.

Обозначение момента трения подшипников:

Величина момента трения (в гсм) радиальных и радиально-упорных подшипников определена техническими условиями ТУ37.006.085-79 «Нормы момента трения». Это очень специфический параметр, и он в основном идет у нас для приборных подшипников.

Норма момента трения подшипника условно обозначается номером соответствующего ряда, проставленным перед обозначением радиального зазора. При этом в условном обозначении радиально-упорных, а также радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе ГОСТ24810-81 на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.

Далее рассмотрим основное обозначение рамки справа (суффикса) от основного параметра.

Дополнительные знаки справа…

Буква А, это подшипник с повышенной грузоподъемностью.

Следующий индекс – марки стали и термическая обработка колец – необходима для придания деталям подшипников повышенной твердости для повышения износоустойчивости.

Например, дешевые китайские подшипники, которые изготовлены из некачественного сырья и поэтому быстро выходят из строя.

Материал деталей подшипников:

  • Ю — нержавеющая сталь;
  • Х — цементированная;
  • Р — теплостойкая сталь;
  • Я – стекло, керамика;

Сепаратор подшипника качения

Назначение сепаратора, это разделение тел качения во время работы.

Материал:

  • Г — сепаратор из черных металлов;
  • Л – латунные;
  • Е – из пластических материалов (наиболее современный).Дополнительные знаки справа:
  • К – конструктивные изменения;
  • М — модифицированный контакт;
  • У-специальные технического требования;
  • Т – требования к температуре отпуска материала;
  • С — смазочные материалы;
  • Ш — уровень вибрации и шума.

Например, 3622 улучшенный по шероховатости, получит приставку 3622У.

Смазочные материалы

Основные функции смазочных материалов:

  • Предотвратить контакт металла о металл;
  • Создать гидродинамическую пленку;
  • Уменьшить уровень шума;
  • Защита от коррозии;
  • Отвод тепла;
  • Снизить напряжение в зоне контакта.

Виды смазочных материалов:

  • Газообразные;
  • Твердые;
  • Смазочные масла;
  • Пластичные смазки.

На сегодняшний день Литол-24 является не убиваемым брендом, являясь самым ходовым смазочным материалом…

Долговечность и надежность подшипников качения

Долговечность и надежность подшипников зависит от квалификации обслуживающего персонала.

Как читать обозначения подшипников

Далее смотрите показ видео ролика Русского Техника о FAQ по обозначениям подшипников, размерные ряды и серии самых ходовых шарикоподшипников 6000, 6200, 6300, 6900,6800, 1600.
Видео:


Теперь рассмотрим причины выхода подшипников из строя.

Часто выявляемые дефекты:

— недостаток смазки (подшипник имеет цвет побежалости), что «говорит» о том, что подшипники работали в условиях масляного голода;

— несоблюдение зазора – подшипник перегрелся и вышел из строя;

— абразивный износ, проникновение абразивных частиц в зону контакта;

— образование трещин из-за забоин и ударов от концентрации напряжения;

— чрезмерная осевая нагрузка (неравномерный износ), явное нарушение при монтаже подшипника;

— неправильная посадка, подшипник провернулся в корпусе. Подшипник изначально монтировали на изношенный вал или изношенное посадочное отверстие в корпусе.

Классификация повреждений

В зависимости от вида воздействия внешней среды:

  • Усталость – возникает под и на поверхности качения, связанные с ухудшением состояния материала;
  • Износ – попадание абразивных частиц в зону контакта;
  • Коррозия – влажная и фретинг- коррозия;
  • Электрическая эрозия – прохождение электрического тока через тело качения;
  • Пластические деформации – превышение предела текучести материала, высокие статические нагрузки;
  • Сколы и трещины- вынужденные разрушения, вызываются концентратами напряжений.

Можем подвести итог – от чего зависит долговечность подшипников качения.

  1. Конструкция подшипника;
  2. Технология изготовления;
  3. Условия эксплуатации;
  4. Материал термообработка;
  5. Монтаж подшипника;
  6. Смазочные материалы.

Советы по техобслуживанию:

  1. Соблюдайте скоростной режим работы подшипника;
  2. Не прилагайте к подшипнику слишком высокую нагрузку;
  3. Соблюдайте несоосность в допустимых пределах;
  4. Соблюдайте чистоту при сборке подшипникового узла;
  5. Соблюдайте чистоту и на рабочем месте;
  6. Применяйте специальный инструмент для монтажа;
  7. Используйте качественные уплотнения и современные смазочные материалы.